# | 0-9 |А |Б |В |Г |Д |Е |Ё |Ж |З |И |Й |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Щ |Ъ |Ы |Ь |Э |Ю |Я


Карлштейн (karlstejn)

Карлштейн – самый знаменитый чешский град, один из символов чешского королевства периода расцвета готики. Он был основан чешским королем и царем Священной империи Римской Карлом IV в 1348 году. Град Карлштейн – Карлов Камень - был запроектирован в качестве монументального символа императора и римской империи и, вместе с тем, как неприступная сокровищница для хранения важнейших государственных документов, а также чешских и имперских коронационных регалий – символов государственной власти, драгоценностей и святых реликвий.
В середине 14 в. королевский дворец был почти полностью готов, к тому времени Карл IV уже останавливался в своей загородной резиденции. Одновременно с завершением строительства шли дорогостоящие работы по отделке и украшению интерьеров замка. Спустя некоторое время был заложен коллегиальный капитул и утвержден состав каноников во главе с деканом.
Управление и оборона замка в то время были поручены бургграфу, которому подчинялся гарнизон вассалов. Карлштейнские вассалы были рыцарями, живущими в передававшихся по наследству усадьбах вокруг замка. В случае опасности они были обязаны явиться в замок и обеспечить его защиту. Второй тип вассалов, так называемые «крепостные вассалы», должны были непрестанно стоять на карауле у ворот, каждый день звонить в колокола и поддерживать порядок на всей территории замка.
В работе по художественному убранству града принимал участие целый ряд мастеров, в их числе самый известный из художников чешского готического искусства - Мастер Теодорик. За уникальные художественные работы по оформлению интерьеров он был пожалован усадьбой на Можине и другими привелегиями.
В то время Карл лично следил за окончанием этих работ, часто останавливаясь в замке. В последний раз король был в замке за два года до смерти в 1376 г. вместе со своим сыном (от второго брака) и наследником Вацлавом IV, который также любил посещать замок со своей первой женой.
В начале гуситских беспорядков, в страхе перед надвигающимися войнами, в Карлштейн были перевезены чешские коронационные драгоценности и целый ряд сокровищ из многих монастырей, в частности, из Збраславского монастыря. Так в капелле св. Креста некоторое время хранились вместе чешские и имперские коронационные регалии.
Император Сигизмунд, второй сын Карла-IV, приказал вывезти из Карлштейна все сокровища, но к тому времени, когда Богемия признала Сигизмунда своим королем, чешские регалии в 1436 г. были возвращены в Карлштейн, однако имперские сокровища навсегда остались за пределами Чехии и до сегодняшнего дня составляют часть сокровищницы в Вене.
При осаде града гуситам удалось отрезать его окрестности и захватить запасы продовольствия, в надежде заполучить драгоценности. Однако им не удалось завоевать крепость. (По-правде сказать, пострадали некоторые постройки, а гарнизон крепости обогатился за счет продажи художественных предметов, реликвий и отломанных частей орнамента, сделанных из драгоценных металлов, зато перемирие было заключено).
При короле Владиславе Ягеллонском происходит новый всплеск величия и возвращение высокого предназначения Карлштейна. В это время проходит масштабная реконструкция дворца и других построек, в первую очередь, бургграфского комплекса замка.
После большого пожара в Праге в 1541 г., когда там сгорели судебные книги, было решено перенести хранение копий сгоревших подлинников в Карлштейн, где уже хранились ценнейшие грамоты, летописи и рукописи чешского архива.
А в 1609 г. здесь с великими почестями был уложен на хранение знаменитый высочайший указ императора Рудольфа-II, который должен был обеспечить свободу вероисповедания в государстве. При Рудольфе проходит реконструкция дворца в стиле ренессанс и ремонтные работы по всему ареалу, но это уже можно назвать «лебединой песней» града.
В начале 30-летней войны коронационные сокровища из предосторожности были перевезены в Пражский град.
В 1625 г., после подавления чешского сословного восстания, император Фердинанд-II ликвидировал карлштейнское бургграфство, понизив статус града до деревенской усадьбы, а сам замок с прилегающими угодьями, ставший приданым чешских королев, подарил своей жене Элеоноре. Последняя заложила его Яну Кавке из Ржичан, усугубив его упадок. Этому роду замок принадлежал до начала 18 века. Тогда же все сокровища Карла IV были окончательно переправлены в Пражский град. Реликвий было огромне количество, хранились они в 22-х вместительных, специально предназначенных для этого, шкафах. Кстати, именно они и составили основную часть знаменитой Святовитской сокровищницы града.
Вдове императора Леопольда удалось вернуть Карлштейн, выплатив залог и вернув собственность чешских королев. Мария Терезия, владевшая замком после Елизаветы (жены Карла Габсбурского), передает его, на определенных условиях, градчанскому Пансиону благородных девиц. Новые владелицы использовали замок в основном в хозяйственных целях, иногда служа мессы в некоторых капеллах. Пансион благородных девиц считается последним хозяином объекта до перехода его в собственность государства.
Когда Карлштейн в 1812 году посетил император Франц-I вместе с дочерью Луизой, государь решил срочно начать реставрационные работы по реконструкции ветшающего замка и даже выделил было на это какие-то финансовые средства. Однако "под шумок" Франц-I приказал вывезти из Карлштейна в Вену часть его первоначальной обстановки, включая даже часть деревянной обивки стен.
Более гуманно поступил император Франц Иосиф-I, поручив вести реставраторские работы Центральной комиссии по охране памятников под руководством Ф.Шмидта (профессора Венской академии художеств, который впоследствии передал руководство своему ученику Иосифу Моккеру.
Архитектор Моккер посвятил Карлштейну все последние годы своей жизни. Его заслуга (как, впрочем, и повод для нападок) в том, что реконструкция велась (выбранным Моккером раз и навсегда) методом пуризма, цель которого достижение чистоты архитектурного стиля памятника, типичного для средневековья, отстранение других стилей (напр., были снесены все пристройки ренессансного бургграфства), что имеет исключительную художественно-историческую ценность. Благодаря Моккеровской реконструкции, мы можем видеть град глазами современника чешского "Карла Великого".